Рейтинг@Mail.ru
На Малой сцене - мелодрама об отцах и детях

Курск

общественно-политический еженедельник

12+

На Малой сцене - мелодрама об отцах и детях

Казалось бы, ситуация, когда в театр невозможно достать билет, осталась далеко в прошлом, но не для Курского драматического театра имени А.С. Пушкина. Уже три года на его Малой сцене идет спектакль «Пришел мужчина к женщине», в котором одновременно постановщиками и актерами являются Александр Швачунов и Галина Халецкая, Заслуженные артисты России.

Искренняя, трогательная, немного грустная, а в каких-то моментах смешная история о том, как решили устроить свою личную жизнь прошедшие определенный путь мужчина и женщина, настолько нравится курскому зрителю, что билеты на спектакль раскупаются как горячие пирожки. Спешим обрадовать поклонников театра и любителей спектаклей на Малой сцене – Галина Николаевна и Александр Сергеевич буквально на днях выпускают премьеру – мелодраму в двух действиях «Хочу сниматься в кино!» мастера бродвейских пьес Нила Саймона. О том, как шла работа над спектаклем, мы беседуем с Александром Швачуновым.

Сначала говорим о том, как актерам пришла идея начать работу на Малой сцене, которая ранее была не столь востребована в нашем театре.

- Просто, во-первых, за 16 лет творческого пути во Владимирском академическом театре имени Луначарского мы с Галиной Николаевной привыкли к определенному ритму, - рассказывает Александр Сергеевич, - так как там всегда работали на нескольких площадках: Большая и Малая сцены, фойе, гостиная. А во-вторых, малая сцена  - это хорошая школа для актеров, потому что ее можно смело сравнить с крупным планом в кино, где невозможно соврать, что-то наиграть или выставить театральщину.

А когда я вернулся в свой родной город Курск, то заметил, что, несмотря на большое количество жителей – почти полмиллиона, в нем только один профессиональный театр. Мне показалось, что этого маловато. И я предложил Юрию Бурэ, нашему художественному руководителю, спектакль «Пришел мужчина к женщине» для Малой сцены. Дело в том, что во Владимире я уже работал над этой постановкой по приглашению одного коммерческого театра. И мы с Галиной Николаевной восстановили его здесь. 

В прошлом же сезоне Юрий Валерьевич уже сам завел разговор с Александром Швачуновым о новой постановке на Малой сцене. И, как говорит Александр Сергеевич, начались мучительные поиски пьесы. 

- Было много предложений, - замечает актер, - и вдруг совершенно случайно я вспомнил о спектакле «Хочу сниматься в кино!», который  ставил в городе Суздале, но в тот раз остался не очень доволен своей работой как режиссер, поэтому предложил Юрию Валерьевичу в качестве постановщика Галину Халецкую. Дело в том, что Галина Николаевна когда-то играла в этом спектакле одну из главных ролей – Либби - и у нее были интересные режиссерские задумки по части этой истории. 

Так как в пьесе три действующих лица, на роль Либби Галина пригласила свою коллегу - актрису Елену Цымбал.

Когда спектакль был готов, а произошло это в августе нынешнего года, состоялся закрытый показ для художественного руководителя, участников труппы и студентов Курского колледжа культуры.

- Отсмотрев спектакль, Юрий Валерьевич одобрил нашу работу, - рассказал Александр Швачунов, - за что мы ему очень благодарны. 

А тематика, поднимаемая в постановке, вечная - отношения «отцов и детей». Херб Таккер – сценарист «фабрики грез» - знаменитого Голливуда, живет вроде бы неплохо – хорошая работа, квартира, любовница – не жизнь, а американская мечта. Но вдруг этот мнимый  покой нарушает внезапно появившаяся в его доме дочь Либби, которую он не видел 16 лет… Она в считанные минуты перевернула в жизни Херба все с ног на голову, и самое главное - заставила отца понять, что счастье заключено не в успешной кинематографической карьере, а в совсем другом, гораздо более важном.

- Очень трогательно было, когда летом после спектакля ко мне подошла одна девушка и сказала: «Вы знаете, с тех пор, как мои родители разошлись, я не общалась с отцом много лет, но после просмотра вашей постановки я ему позвонила», - рассказал Александр Сергеевич. - Это, на мой взгляд, была самая высокая оценка нашего труда, потому что «Хочу сниматься в кино!» - это история о том, что нельзя жить в ненависти, в злобе, и что бы ни случилось – любовь сильнее любой вражды.

- Мне бы еще хотелось поблагодарить нашего художника Александра Кузнецова, - замечает артист. - Александр Васильевич  помог нам воплотить в жизнь наши сценографические задумки, при этом он скромно отказался от указания своего имени в афише. 

- Александр Сергеевич, как вы считаете, это правильно, когда художественный руководитель театра позволяет актерам выступать в роли режиссеров?

- Да, не всякий руководитель решится поступать таким образом. На мой взгляд, это не просто правильно, но и полезно, потому что дает нашим «серым клеточкам» питание, держит нас, творческих людей, в тонусе. У Юрия Валерьевича тоже своя задача – сделать «продукт», который будет интересен зрителю.

У Марка Захарова в книге «Контакты на разных уровнях» есть одна очень дельная мысль -  приплачивать людям, которые формируют репертуар в театре.  Потому что угадать, что же на данный момент будет интересно публике, очень сложно. Например, у нас есть спектакль «Соловьиная ночь» о Великой Отечественной войне, вроде бы там ни о чем, чего мы не знаем, не рассказывается, но люди с удовольствием ходят на него вот уже несколько лет. Секрет – в нашей генетической памяти, мы впитали в себя рассказы бабушек и дедушек о войне, поэтому эта тематика всегда будет находить отклик в наших душах.

- А как работается актеру в роли режиссера?

- Около 15 лет назад мне во Владимире предлагали заняться режиссурой, несмотря на то, что на тот момент я был довольно востребованным актером. 

Всерьез задуматься об этой профессии мне помог один случай. Я попал в больницу – так случилось, что мне неудачно удалили зуб мудрости, и, выпав из жизни на неделю, я вдруг понял, что должен что-то оставить после себя, кроме сына (а на тот момент он был у меня один). И тогда я сам написал инсценировку по гоголевским «Старосветским помещикам». Сначала я поставил по ней спектакль в любительском театре, которым в то время я руководил, затем уже и во Владимирском академическом театре имени Луначарского. И каждый год что-то ставил.

Кстати, сейчас Александр Швачунов выступает не только в роли режиссера-постановщика, но и преподавателя – учил студентов во Владимире, а в Курске ведет театральный кружок при Курской академии госслужбы.

- А среди студентов академии есть люди, которым вы бы порекомендовали сменить учебное заведение на колледж культуры?

- Нет. Понимаете, ведь чтобы быть актером, надо не только «иметь предрасположенность к труду», как говорил Александр Пушкин, и Юрий Валерьевич часто любит повторять эту фразу, нужен еще целый комплекс психофизических качеств. Я уверен и в том, что хороший актер должен свою профессию, так как она очень серьезная, постоянно изучать, анализировать, читать книги о ней. К сожалению, иногда случается и так, что в профессиональных театрах актеры этого не делают. А жаль.  

- Вам трудно было подчиняться супруге-режиссеру?

- Вы знаете, это какой-то стереотип о том, что актеры люди зависимые и режиссеры их дергают за ниточки.  А у меня в роду терские казаки были. Прадед служил в личном императорском конвое у Николая II! Кстати, в одном из спектаклей – «Афинские вечера» - есть такой момент, когда зрителю показывается фотохроника, и я настоял, чтобы фото моего прадеда в ней тоже было. Так я пока на него не посмотрю - переодеваться не иду. Поэтому в силу характера я не подчиняюсь, а сотрудничаю с режиссерами. 

- У вас с Галиной Николаевной возникали спорные ситуации в процессе постановки спектакля? 

- Да, на каждой репетиции. У меня свое видение, а у нее - свое. В спорах, как известно, рождается истина. Елена Цымбал называла наши споры отдельным шоу, на которое даже, шутя, предлагала билеты продавать. 

Уже заканчивая беседу, я задала Александру Сергеевичу вопрос о том, есть ли какие-то мысли о постановке еще одного спектакля на Малой сцене. На него Александр Швачунов ответил, что безусловно, но надо предоставить возможность поработать и другим участникам труппы, у которых тоже есть что предложить художественному руководителю театра и курскому зрителю. 

 

Добавить комментарий

Вы можете оставить комментарий как зарегистрированный пользователь. Кликните на иконку социальной сети, которой вы пользуетесь, и подтвердите запрос на авторизацию.